info@icamgroup.ru

Интервью Дмитрия Барсукова «Взять лучшее, чтобы создавать лучшее»

«Аналитический банковский журнал» No4 (198) апрель 2012

Довольно часто можно услышать, что вход на рынок давно закрыт, что все клиенты уже распределены между существующими компаниями, которые накрывают все их потребности в новых услугах. Наверное, это справедливо, но не для всех секторов рынка банковской автоматизации. И есть услуги, которые в области дистанционного банковского обслуживания и интернет-банкинга не предоставляет никто. Об этом мы беседуем с Дмитрием Барсуковым, CEO «ideas Consulting and Management Group» (iCAM Group), www.icamgroup.ru, куда организационно входит компания iSimpleLab.

— В прошлом году Вы вывели на рынок банковской автоматизации нового игрока — «iCAM Group»

Дмитрий Барсуков: Компания «iCAM» вышла на рынок 1 сентября 2011 года. И многие участники отмечали, что название ассоциируется с русским словосочетанием «Я САМ». В этом есть доля правды, только ассоциировать со словом «я» не совсем верно, нужно ассоциировать со словом «МЫ». В iCAM довольно быстро удалось собрать сильную команду с большим опытом работы в банковских информационных технологиях, в основном в области электронных финансовых услуг. Не секрет, что практически все члены нашей команды ранее работали в компании-лидере рынка ДБО. С точки зрения организационной, iCAM выступает как управляющая структура. По сути — помогает другим участникам консорциума создавать нужные рынку продукты и правильно продвигать их на рынке, а также оказывает консалтинговые услуги в области ДБО и электронных финансовых услуг. Причем, это именно комплексный консалтинг, который включает в себя все этапы: анализ рынка, выбор решения, контроль внедрения и многое другое, а также бизнес-консалтинг и помощь в маркетинговом продвижении решений конечным потребителям, без чего успешное внедрение любой системы вряд ли возможно.

— Консорциум не так часто используется на ИТ-рынке. С чем связан выбор этой организационной формы для Вашего бизнеса?

Дмитрий Барсуков: Напомню, что «консорциум» происходит от латинского сonsortium и означает соучастие, сообщество. Это организационная форма объединения независимых предприятий с целью координации их деятельности. Оргструктура «корпорации», «холдинга» или даже «группы компаний» нам не подошла. У нас уже был опыт создания таких структур, и он показал, что на данном этапе развития мы вряд ли выиграем от его применения. В нашем случае iCAM, как правило, является учредителем компаний, входящих в консорциум с долей, достаточной для принятия управляющих решений, но не осуществляет жесткий контроль за оперативной деятельностью членов консорциума, которые управляются своими сильными топ-менеджерами. iCAM больше оказывает не контролирующие функции, а направляющие консалтинговую и маркетинговую. Мы очень хорошо знаем банковский ИT-рынок и готовы эти знания отдать любой компании, которая войдёт в наш консорциум. Мы открыты для общения со всеми игроками рынка.

— Какие компании сейчас входят в консорциум, и на чем они специализируются?

Дмитрий Барсуков: На текущий момент в консорциум входят три компании, но думаю, что в ближайшие месяцы членов консорциума может стать больше. Сейчас это: iSimpleLab, IDSystems, iQStore.

  • Компания «iSimpleLab» специализируется на разработке, внедрении и сопровождении системы ДБО «iSimpleBank2.0». Это действительно современная система, построенная на самых передовых технологиях, и наименование «Bank2.0» здесь использовано не случайно. Книга Бретта Кинга «Банк 2.0» во многом помогла нам при создании системы, и перед началом внедрения мы всегда рекомендуем топ-менеджменту банков ее прочитать (недавно книга вышла на русском языке). Правда, иногда это затягивает внедрение, так как после её прочтения у банкиров наступает период переосмысления подхода к обслуживанию клиентов, но мы только «за» такие паузы, иначе не будет взаимопонимания во время внедрения и дальнейшего развития системы в банке. У компании амбициозная задача — занять 15% рынка ДБО в России к 2015 году и выйти на рынки стран СНГ.
  • «iDSystems» — компания, специализирующаяся на автоматизации стыка между банками и государственными структурами. На текущий момент основными продуктами является система «ID Банк-ФССП», позволяющая полностью перевести бумажный документооборот между банками и Федеральной Службой Судебных Приставов России в электронный вид, а также система «Ред Хранилище Данных-АСВ» и корпоративное электронное хранилище банка, созданные корпорацией «Ред Софт». Клиентами компании на сегодня являются в основном крупные кредитные организации, которые уже столкнулись с проблемами большого бумажного документооборота с ФССП России. В свете последних тенденций перевода всех государственных услуг в электронный вид (в частности, в стыке между банками и государственными структурами) наша компания займет свою значимую долю данного сегмента.
  • «iQStore» — сервисная компания, осуществляющая услуги по внедрению, адаптации и дальнейшему сопровождению в России решений иностранных вендоров в области ДБО, банковских портальных решений и решений по безопасности. На этапе становления iCAM провел анализ порядка 40 иностранных вендоров, и с рядом из них iQStore уже заключила партнерские соглашения. Также компания специализируется и оказывает полный перечень услуг по системной интеграции на базе промышленных платформ (IBM, Oracle и др.), проводит отдельные проекты по нагрузочному и QA тестированию, доработкам российских систем ДБО.

— Расскажите подробнее про решение ДБО «iSimpleBank2.0», ведь полгода назад про него никто не слышал на российском рынке.

Дмитрий Барсуков: Не совсем так. Более года назад уже начался проект по разработке системы Интернет-банкинга для физических лиц для Краснодарского банка. Разработку вела компания «Custom Software» на базе платформы собственной разработки, которая и является соучредителем «iSimpleLab». Банк успешно осуществил запуск решения в промышленную эксплуатацию через 6 месяцев с момента начала проекта. Причем в банке ранее уже использовалось другое промышленное решение для физических лиц от лидера рынка ДБО. И только за четыре месяца с момента запуска нашей системы в промышленную эксплуатацию количество клиентов ДБО выросло в 10 раз по сравнению с количеством клиентов, работающих в старой системе, и достигло 10 тыс., что само по себе является очень показательным. Основной менеджмент Custom Software и разработчики перешли в новую компанию, в рамках которой решение уже развивается под брендом «iSimpleBank 2.0». Это действительно высокотехнологичное, промышленное решение, поддерживающее работу на всех клиентских, серверных платформах и на всех браузерах клиента. Решение реализовано и развивается с учетом мирового опыта и тенденций и позволяет банку автоматизировать свой индивидуальный бизнес-процесс, учитывая потребности своих клиентов. Решение построено по портальным технологиям и позволяет подстраиваться под каждого клиента банка с учетом его индивидуальных потребностей. Решение включает в себя полноценный Интернет-банкинг, систему нотификации, а также мобильный банкинг, работающий на платформах (Apple iOS и Google Android). В отличие от решений, массово используемых сейчас на банковском рынке, это — единое решение для физических и юридических лиц-клиентов банка. Только за первый квартал 2012 года компания заключила 6 контрактов c банками на внедрение системы, и еще более чем в 20 банках ДБО «iSimpleBank2.0» находится в опытной эксплуатации. Радует то, что наши первые клиенты — это довольно креативные, «продвинутые» банки с точки зрения бизнеса и технологий. И мы надеемся, что решения, которые будут предложены клиентам этих банков, будут оценены ими по достоинству, а сами банки смогут использовать наше решение как инструмент повышения своей доходности.

— Почему Вы уверены, что ДБО от «iSimpleLab» сможет занять 15% рынка?

Дмитрий Барсуков: Уверенность такая действительно есть, и она обоснованная. Мы прекрасно знаем рынок ДБО в России. Хорошо знаем текущую ситуацию по всем конкурентам. Знаем те технологии, на которых основаны старые системы, и что на них можно реализовать, а что нет. Сейчас рынок ДБО находится на этапе передела. Появляются новые амбициозные игроки, приходят иностранцы. Старые системы ДБО и компании уже не могут отвечать требованиям рынка как с точки зрения индивидуального подхода к каждому клиенту, качества и сроков разработки, так и с точки зрения технологий и безопасности. Хотя и то, и другое взаимосвязано. Использование современных технологий дает нам неоспоримые преимущества в скорости и качестве разработки. Конечно, никакого обвала рынка никто не ждет. Поэтому мы и ставим iSimpleLab вполне реальную и выполнимую цель для российского рынка.

— То есть получается, что ДБО «iSimpleBank 2.0» — решение исключительно для российского рынка?

Дмитрий Барсуков: Не совсем так. Рынок ДБО стран СНГ также нуждается в современных, качественных решениях и испытывает те же проблемы, что и российский рынок ДБО. Уже сейчас мы прорабатываем организацию пилотных зон для локализации своего продукта в странах СНГ, и, возможно, уже скоро сможем предложить этим географическим рынкам полностью локализованные решения. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю заинтересованные банки и партнеров из стран СНГ к реализации совместных проектов, конечно же, первопроходческий опыт мы готовы всячески поощрять. Если идти дальше — то я не вижу ограничений по продвижению ДБО «iSimpleBank 2.0» и на зарубежные рынки, в первую очередь, на рынки стран, похожих по своему развитию на Россию. Ближе к концу этого года мы планируем провести анализ нескольких стран с целью вывода туда нашей системы ДБО и начать поиск партнеров. Я не вижу технологических проблем, которые нам не позволят это сделать. Ограничения могут быть, прежде всего, организационные, ресурсные и инвестиционные. Пока же первоочередная задача — успешно запустить российские банки.

— Сейчас многие компании, как и Вы, ссылаются на книгу Бретта Кинга «Банк 2.0». Что в ней нашли Вы?

Дмитрий Барсуков: Книга очень правильная с точки зрения стыка между маркетингом и технологиями в банковской сфере. Книга интересная и познавательная, содержит опыт автора и практические примеры из мировой практики. Кстати, рекомендую не ограничиваться самой книгой. В конце есть ссылки на первоисточники — в них тоже очень много интересного, правда, там очень большой перечень и объем материалов и все на английском… У меня два образования: инженерное (математическое) и маркетинговое, а работаю я всю жизнь с банками — поэтому книга мне очень близка и понятна. Нам эта книга дала довольно много идей для развития, а также помогла обобщить уже наш российский опыт и наложить его на развитие систем с точки зрения потребностей конечного потребителя — клиента российского банка. Кстати, буквально на днях на сайте РБК мне на глаза попалось интервью главы одной из иностранных компаний в сфере высоких технологий. В нем автор рассуждал о создании действительно новых, инновационных продуктов и привел в пример мнение Генри Форда: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, то они бы попросили более быструю лошадь». Цитата, по его мнению, свидетельствует о том, что при создании революционно-нового продукта (каким когда-то стал автомобиль) не надо спрашивать потребителей, так как все требования они сводят к уже существующим продуктам. Вопрос философский, ведь Форд в результате все же создал “более быструю лошадь”. Мое мнение: при создании новых продуктов на старых рынках без изучения мнения потребителя и их потребностей хороший продукт создать нельзя. Конечно, нельзя получить от потребителя описание нового продукта, но и утверждать, что, не зная о новом продукте, потребитель не испытывает в нем потребности и не может ее сформулировать — это лукавство.

— Вы не видите противоречий в продвижении системы ДБО «iSimpleBank2.0» и решений ДБО иностранных вендоров?

Дмитрий Барсуков: На первый взгляд противоречия действительно есть. Но при детальном рассмотрении выделяется четкое сегментирование рынка для иностранных решений. Иностранные решения стоят дорого, и пока вендоры не готовы снижать цены для российского рынка. Цена на систему ДБО для физических лиц от иностранного вендора с учетом проекта внедрения, например, на 10 тыс. клиентов начинается от 500 тыс. евро. Много ли банков в России могут себе позволить такие траты? Да, это промышленные решения мировых лидеров, которые в рамках отдельных инсталляций обслуживают миллионы клиентов. Да, они действительно построены по мировым стандартам, и их внедрение повышает капитализацию банка. Но текущая ситуация рынка, даже банков уровня топ-100 в России говорит о том, что в ближайшие годы внедрять такие решения будут единицы или, может быть, максимум десяток банков. Если говорить про компанию «iQStore», то мы рассчитываем, что по данной теме будет 2–3 внедрения в год, и это вполне нормально с учетом стоимости проекта. Не секрет, что основные риски для банков при внедрении непосредственно иностранными вендорами своих решений — это не всегда понимание иностранцами российской специфики, отсутствие оперативности, сложности в локализации, сложности в сопровождении и, как правило, отсутствие у иностранных вендоров качественных российских партнеров. iQStore должна стать именно таким партнером — закрыв весь проект, по внедрению начиная от локализации и заканчивая QA тестиро-ванием, что, на самом деле, как ни парадоксально звучит, должно привести к удешевлению проекта для банка и успешному внедрению.

— А что делать остальным банкам, у которых нет 500 тыс. евро?

Дмитрий Барсуков: Бизнес надо развивать, и без современного ДБО этого не сделать. Кроме того, стоит затронуть тему ДБО для юридических лиц, так как на данном этапе иностранными вендорами, как правило, такие решения для российского рынка сейчас не предлагаются. Или говорится, что они, конечно, есть, но… Здесь так же много нюансов, начиная от встраивания сертифицированных ФСБ СКЗИ и получения иностранными вендорами лицензий ФСБ, что весьма проблематично для иностранцев. Поэтому противоречий, на мой взгляд, здесь нет. Есть разные банковские сегменты и разные сегменты для ДБО, любые из которых iCAM готов закрыть своими решениями или решениями партнеров.

— Если не секрет, какая компания Вам оказывает услуги по рекламной «раскрутке» «iCAM Group» на российском рынке?

Дмитрий Барсуков: Не секрет. Мы не пользуемся услугами рекламных компаний. С креативом у нас все в порядке, и мы сами, возможно, готовы были бы качественно оказывать услуги по продвижению для банковского сегмента, но, все же, это для нас не профильный бизнес, и поэтому на данном этапе мы такие идеи отложили «на потом», но готовы рекомендовать наших партнеров. Мы же в рамках внедрений готовы помогать банкам идеями по развитию и продвижению, ведь наш успех невозможен без успешности наших клиентов. А тренды таковы, что сейчас банковский бизнес уже невозможен без продвижения в тех же социальных сетях и тесной интеграции в них банковских услуг, и услуг ДБО в частности.

— И последний провокационный вопрос: с чем связан Ваш уход из BSS? И как Вы видите развитие отношений с Вашей альма-матер?

Дмитрий Барсуков: Вопрос понятен. Да, действительно, наш уход был не совсем спланированным, но видимо, необходимым, в первую очередь, для нашего собственного развития. Если говорить про себя лично — для меня 12-ти летний цикл работы в BSS закончился, видимо, пора было переходить на новую ступень развития. Все, чего только можно было достичь в BSS, я достиг. Я пришел в компанию, когда в ней было около 20 человек, ушел, когда стало 600. Компания в 2011 году заняла более 50% рынка ДБО банков топ-100. Собственный бизнес, безусловно, дает больше возможностей для самореализации. Хочется создать компанию, действительно отвечающую требованиям рынка, мобильную, современную и ориентирующуюся на мнения потребителей. Альма-матер — это звучит все же слишком пафосно. До работы в BSS я уже работал в области банковских информационных технологий, более семи лет возглавляя компанию «Интербанксервис» и ее дочку — компанию «Дельта-РС». Мы были дилерами компаний «Инверсия» и «R-Style Softlab», внедряли, сопровождали их банковские продукты, разрабатывали свои решения по автоматизации работы со SWIFT и Telex, писали свой «Банк-Клиент». Поэтому альма-матер я больше склонен считать компанию «Интербанксервис». Что касается отношений с BSS, хочется сказать большое спасибо той старой команде, с которой мы успешно проработали 12 лет и достигли весьма значимых результатов. У меня там осталось очень много друзей, и отношения с ними прекрасные, и, надеюсь, что это продлится еще очень долго!

— Спасибо, Дмитрий, за интересный рассказ. Желаем удачи в развитии «iCAM Group»!

Ссылка на статью

Любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов возможно только с письменного разрешения iCAM Group.
Пользовательское соглашение

Сайты компаний консорциума:

Мы на связи:

© 2024 ICAM